Ада-95. Компилятор GNAT

       

Различные опции сборки и каталоги выходных результатов для общих исходных файлов


Предположим, что файлами с исходными текстами на Аде являются следующие файлы: "pack.ads", "pack.adb" и "proc.adb". Предположим также, что все они располагаются в каталоге "/common", и файл "proc.adb" содержит главную подпрограмму Proc, которая указывает в спецификаторе with пакет Pack.

Необходимо осуществлять компиляцию этих исходных файлов используя два набора опций:

При отладке, необходимо утилите gnatmake передать опцию "-g", а компилятору опции "-gnata", "-gnato" и "-gnatE"; при этом вывод результатов компиляции должен осуществляться в каталог "/common/debug".

При подготовке версии реализации, компилятору необходимо передать опцию "-O2", а вывод результата компиляции должен быть осуществлен в каталог "/common/release".

Показанные ниже файлы проектов GNAT, которые позволяют решить поставленную задачу, имеют соответствующие имена "debug.gpr" и "release.gpr", и располагаются в каталоге "/common".

Для наглядности, представим рассматриваемый пример схематически:

/common debug.gpr release.gpr pack.ads pack.adb proc.adb /common/debug {-g, -gnata, -gnato, -gnatE} proc.ali, proc.o pack.ali, pack.o /common/release {-O2} proc.ali, proc.o pack.ali, pack.o

Файла проекта "debug.gpr" имеет следующий вид:

project Debug is

for Object_Dir use "debug"; for Main use ("proc");



package Builder is

for Default_Switches ("Ada") use ("-g"); end Builder;

package Compiler is

for Default_Switches ("Ada") use ("-fstack-check", "-gnata", "-gnato", "-gnatE"); end Compiler; end Debug;

Файла проекта "release.gpr" имеет следующий вид:

project Release is

for Object_Dir use "release"; for Exec_Dir use "."; for Main use ("proc");

package Compiler is

for Default_Switches ("Ada") use ("-O2"); end Compiler; end Release;

<


Именем проекта, который описан в файле "debug.gpr", является "Debug" (регистр символов значения не имеет). Аналогично, проект, который описан в файле "release.gpr", имеет имя "Release". Для согласованности, файл проекта должен иметь такое же имя как и проект, а расширением имени файла проекта должно быть расширение ".gpr". Такое соглашение не является жестким требованием, однако, при его несоблюдении будет выдаваться предупреждающее сообщение.

Предположим, что текущим каталогом является каталог "/temp". Тогда, согласно установок в файле проекта "debug.gpr", команда

gnatmake -P/common/debug.gpr

будет генерировать вывод объектных файлов и файлов ALI в каталог "/common/debug", и исполняемый файл "proc" (в системе Windows "proc.exe") также будет помещен в каталог "/common/debug".

Подобным образом, согласно установок в файле проекта "release.gpr", команда

gnatmake -P/common/release.gpr

будет генерировать вывод объектных файлов и файлов ALI в каталог "/common/release", а исполняемый файл "proc" (в системе Windows "proc.exe") будет помещен в каталог "/common".

В случаях, когда файл проекта явно не указывает набор каталогов, в которых храняться файлы с исходными текстами, или непосредственный набор исходных файлов, по умолчанию предполагается, что исходными файлами проекта являются файлы с исходными текстами Ады, которые расположены в том же каталоге, в котором находится файл проекта.

Таким образом, файлы "pack.ads", "pack.adb" и "proc.adb" являются исходными файлами для обоих проектов.

Различные свойства проекта выражаются в виде атрибутов в стиле языка Ада.

Подобным свойством проекта является каталог для сохранения объектных файлов (и файлов ALI), которому соответствует атрибут Object_Dir.

Значением атрибута Object_Dir может быть строка или строковое выражение.



Каталог для сохранения объектных файлов может быть указан как абсолютный или как относительный путь к каталогу.

В последнем случае, указывается относительный путь к каталогу в котором содержится файл проекта.

Таким образом, в показанных выше примерах, вывод компилятора направляется в каталог "/common/debug" (для проекта Debug), и в каталог "/common/release" (для проекта Release).

В случае, когда значение Object_Dir не указано, значением по умолчанию является каталог в котором содержится файл проекта.

Другим свойством проекта является каталог для сохранения исполняемых файлов (файлов с исполняемыми модулями), которому соответствует атрибут Exec_Dir.

Значением атрибута Exec_Dir также может быть строка или строковое выражение, которые указывают абсолютный или относительный путь к каталогу.

Когда значение Exec_Dir не указано, значением по умолчанию является каталог указанный для Object_Dir

(который, в свою очередь, может быть каталогом в котором содержится файл проекта, при отсутствии указания значения для Object_Dir).

Таким образом, в показанных выше примерах, исполняемый файл будет помещен в каталог "/common/debug" для проекта Debug

(атрибут Exec_Dir не указан), и в каталог "/common" для проекта Release.

Инструментальные средства системы компилятора GNAT, которые интегрированы с менеджером проектов GNAT, моделируются внутри файла проекта как соответствующие пакеты.

В показанных ранее примерах, проект Debug описывает пакеты Builder (соответствует команде gnatmake) и Compiler (соответствует компилятору, команда gcc или gnatgcc), а проект Release описывает только пакет Compiler.

Используемый в файлах проектов синтаксис Ада-пакетов не следует рассматривать буквально.

Хотя пакеты файлов проектов обладают внешним сходством с пакетами исходного текста Ады, их нотация является только способом передачи группы свойств именованной сущности.

Кроме того, следует заметить, что допустимые к использованию в файлах проектов имена пакетов ограничены предопределенным перечнем имен, находящихся в строгом соответствии с существующими инструментальными средствами системы компилятора GNAT, которые интегрированы с менеджером проектов GNAT, а содержимое таких пакетов ограничено небольшим набором конструкций (в показанных выше примерах пакеты содержат описания атрибутов).



Указание опций для инструментальных средств системы компилятора GNAT, которые интегрированы с менеджером проектов, может быть осуществлено с помощью установки значений соответствующих атрибутов в пакетах файлов проектов, которые соответствуют инструментальным средствам.

В показанные выше примеры демонстрируется использование атрибута Default_Switches, который описан в пакетах обоих файлов проектов и является одним из таких атрибутов.

В отличие от простых атрибутов, таких как Source_Dirs, атрибут Default_Switches

является ассоциативным массивом.

При описании такого атрибута необходимо обеспечить какой-либо "индекс" (литеральная строка), а результатом описания атрибута является установка значения "массива" для указанного "индекса".

Для атрибута Default_Switches, индексом является язык программирования (в данном случае - Ada), а указанное (после use) значение должно быть списком строковых выражений.

В файлах проектов допускается использование предопределенного набора атрибутов. При этом, одни атрибуты могут быть указаны на уровне проекта, а другие - на уровне пакета проекта.

Для любого атрибута, который является ассоциативным массивом, индекс должен быть представлен как литеральная строка, причем, налагаемые на эту строку ограничения (например, имя файла или имя языка программирования) зависят от индивидуального атрибута.

Кроме того, в зависимости от атрибута, указываемое значение атрибута должно быть строкой или списком строк.

В показанном ранее проекте Debug, осуществлялась установка опций для двух инструментальных средств: команды gnatmake и компилятора.

Таким образом, в файл проекта были включены соответствующие пакеты, и каждый пакет описывал значение атрибута Default_Switches

для индекса "Ada".

Следует заметить, что пакет соответствующий команде gnatmake именуется Builder.

Проект Release подобен проекту Debug, но он содержит только пакет Compiler.

Отметим, что в проекте Debug, все опции, которые начинаются с "-gnat" и указаны в пакете Compiler, могут быть перемещены в пакет Builder, поскольку команда gnatmake передает все подобные опции компилятору.



Одним из свойств проекта является список головных подпрограмм (фактически, список имен файлов с исходными текстами содержащими головные подпрограммы, причем, указание расширений имен файлов - не обязательно).

Это свойство указывается атрибутом Main, значением которого является список строк.

Когда проект описывает атрибут Main, при запуске команды gnatmake, отсутствует необходимость в указании головной подпрограммы (или головных подпрограмм).

Когда файл проекта не определяет использование какой-либо схемы именования файлов, используется стандартная для GNAT схема именования файлов принимаемая по умолчанию.

Механизм, который используется в файлах проектов для определения соглашений именования файлов с исходными текстами, обеспечивается пакетом Naming

и будет подробно рассмотрен несколько позже.

Когда файл проекта не определяет значение атрибута Languages

(указывает используемые в проекте языки программирования), инструментальные средства GNAT по умолчанию подразумевают, что языком программирования является Ada.

В общем случае предполагается, что проект может состоять из файлов с исходными текстами, которые написаны на языках программирования: Ada, C и/или других языках программирования.


Содержание раздела